Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.Образ Обломова как репрезентация проблемы жизненного выбора (антитеза в контексте судьбы главного героя) 4
2.Антитеза в образах героев: Ольга и Обломов, Обломов и Штольц, Ольга и Агафья 8
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Данная работа посвящена антитезе в романе И.А. Гончарова «Обломов». Изучение этой темы является особенно интересным, поскольку антитеза выступает в качестве композиционной содержательной основы романа, этот прием писателем раскрывается удивительно многоаспектно, многогранно, символично.
Цель исследования: выявить особенности репрезентации мотива антитезы в романе «Обломов».
Задачи исследования:
а) выявить особенности репрезентации антитезы в контексте жизненного выбора героя романа «Обломов»;
б) рассмотреть прием антитезы в построении системы героев романа.
Степень исследования: творчество Гончарова, роман «Обломов» изучались Н.В. Богомоловой, М.В. Отрадиным, И.М. Щербаковой, Л.Н. Синяковой и др.
Объект исследования: роман «Обломов».
Предмет исследования: мотив и прием антитезы в романе И. Гончарова «Обломов».
Методы исследования:
а) метод изучения;
б) метод анализа;
в) метод синтеза.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
1.Образ Обломова как репрезентация проблемы жизненного выбора (антитеза в контексте судьбы главного героя)
Автор роман «Обломов» постоянно использует прием антитезы и строит композицию вокруг него. С помощью этого приема он описывает многогранность и противоречивость человеческой личности (на примере Обломова и Штольца, также Ольги и Агафьи), а также говорит о том выборе, который совершает каждый человек. Станет ли он подвержен «обломовщине» (личностному застою, прокрастинации, праздности) или нет? Именно этот выбор дает возможность каждому человеку пойти по одному из двух противоположных путей – развития или деградации.
Многие исследователи, в частности, В. Кантор, отмечали, что в образе Обломова воплощены автобиографические черты писателя. Как признавался сам писатель, он – сибарит, любящий покой, так как именно в покое происходит рождение творчества. В дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров писал, в ходе путешествия почти все время находился в каюте, он лежал на диване, не понимая, как он смог решиться на совершение кругосветного плаванья. В кругу друзей Гончарова называли «принц де Лень». «Обломов» - это тот русский роман, к которому мыслители обращаются постоянно. И благодаря этому рождаются не только литературоведческие штудии, но и рождается понимание принципов, специфики развития всей отечественной культуры… .
Исследователи не раз отмечали в образе Обломова и его имени аллюзию с былинном богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать три года пролежал на печи. Это ассоциация не случайна и, как полагает Е. К. Созина, «подтвердится затем всем ходом романа и прежде всего историей детского и юношеского развития героя» . Большое внимание уделяется и халату Обломова, в который тот мог завернуться дважды. Упоминает автор и об азиатской моде.
Таким образом, герой романа – не просто русский помещик. В нём изначально присутствуют качества человека Востока, даже Азии. Ведь Россия – страна, разделяющая Европу от Азии, а в период создания романа в русском обществе шли громкие споры относительно её настоящего и будущего, её положения в мировой цивилизации. Восточная созерцательность, спокойствие, сосредоточенность сознания на внутреннем мире присущи Обломову, и в этом, согласно позиции автора, состоит его типично русская, национальная особенность – особенность нации, находящейся на пересечении Востока и Запада .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе//Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Наука, 1970. – 550 с.
2. Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с.
3. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина//Добролюбов Н. А. Статьи. – Л.: Лениздат, 1977. – 244 с.
4. Кантор В. К. Долгий навык ко сну// Вопросы литературы. – №1, 1989.
5. Котов А. Статьи о русских писателях. – М., 1986.
6. Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. - СПб., 1997.
7. Ляпушкина Е. И. Идиллический хронотоп в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Вестник ЛГУ. Серия 2. - 1989. - Вып. 2. - С. 3 - 14.
8. Мальцева Т.В. Авторская стратегия самоидентификации героя в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Пушкинские чтения. 2011
9. Отрадин М. В. «Сон Обломова» как художественное целое (некоторые предварительные заметки) // Русская литература. - 1992. - № 1. - С. 3-17.
10. Созина Е. К. «Обломов» И. А. Гончарова// Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с.
11. Соколовский Н. По Поводу романа «Обломов» (Письмо к редактору «Отечественных Записок»)// Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. статей / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Отрадин М. В.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.— 304 с. С. 24.
12. Тирген П. Обломов как человек-обломок // Русская литература. - 1990. -№ 3. - С. 18-33.